со-основатель JOB FOR MARKETING
маркетолог-психолог

Обратная связь кандидатам. Как её давать?

обратная связь кандидатам. как ее давать?
Очень часто кандидаты стали прямо на собеседовании спрашивать - «А можете вы дать нам обратную связь?».

Лично я считаю это хорошим трендом: людям нужна обратная связь, чтобы понимать, почему они не подошли данной компании или не прошли в следующий этап собеседований. На что обратить внимание в своем опыте, куда направить вектор изменений? Может быть, чему-то обучиться, а может быть, получить дополнительный опыт в рамках данной компании и потом искать работу.

Советы для тех, кто дает обратную связь.
Давайте рассмотрим, на каких этапах кандидаты ждут обратной связи:
    1
    1 этап - После отправки резюме кандидаты хотят «увидеть клиентский путь». Они хотят понять, увидели вы их резюме, обратили ли вы на него внимание, на какой стадии сейчас оно находится, будете с ним связываться или нет. Поэтому вам нужно либо через CRM-систему, либо электронной почтой ответить о получении резюме и обозначить срок рассмотрения и предоставления обратной связи.
      2
      2 этап - После собеседования с представителем HR компании они хотят понимать, проходят они на следующий этап собеседования или нет. Поэтому вам нужно им дать обратную связь либо по телефону, либо по почте.
        3
        3 этап - После собеседования с собственником или топ-менеджером кандидаты хотят понять, прошли они собеседование или нет.

          Каким кандидатам нужно давать обратную связь осторожно!
          Это очень важный вопрос. Одно дело - это получить обратную связь, а другое - на нее правильно отреагировать. Позиция «мир дает тебе пощечину, для того чтобы ты встал, отряхнулся и пошел дальше» - это не для многих кандидатов. Бывали случаи в самом начале работы в качестве хантера: я сама, давая обратную связь, испытывала на себе ненависть и злобу со стороны кандидатов. «Это как же так нужно ее дать, чтобы к тебе так относились», - скажете вы, но нет, ведь можно произнести одну и ту же фразу, и два человека ее по-разному воспримут, и по-разному к ней отнесутся. И мне попались именно те люди, которые не были согласны с моей оценкой, но это тоже нормально. И благодаря им я стала понимать, что важно кандидатам при получении обратной связи. При формировании обратной связи важно учитывать 3 фактора:
            1
            1 фактор - это не попасть в «слепую зону».
              Окно Джохари
              В последнее время многие говорят о методике «Окно Джохари». В основном ее используют в саморазвитии человека, то есть благодаря этому методу каждый человек мог бы заглянуть внутрь себя, понять свои сильные и слабые стороны. А я на примере взаимодействия с кандидатами расскажу, как эту методику можно применять при обратной связи с кандидатами.

              • Открытая зона – это то, что человек знает о самом себе. То есть это те качества, которые человек сам признает за собой, и о них знают окружающие.
              • Слепая зона – это то, что другие люди знают о человеке, а ему самому это неизвестно. Как машина при обгоне, ты попадаешь в слепую зону: тебя видят, а ты - нет.
              • Открытая зона – это то, что другие люди точно не знают о человеке, потому что он это может. тщательно скрывать, то есть человек утаивает информацию о себе для окружающих.
              • Неизвестная зона – это то, что человек сам не знает о себе и другие тоже не знают. Неизвестную зону можно назвать наиболее проблематичной.
              То есть когда вы даете обратную связь кандидатам, вы можете попасть в слепую зону, и реакция человека будет понятна - он будет отрицать то, что вы говорите. Поэтому здесь с качественной и детальной обратной связью нужно быть осторожным.
                Если кандидат дошел до встречи с руководителем, и вы видели его лично, так как вы с ними лично и общались, то лучше давать обратную связь по телефону, в редких случаях писать в письме.
                  2
                  2 фактор - Какой у кандидата локус контроля?

                  Локус контроля - это склонность человека объяснять события, которые происходят с ним, внутренними или внешними признаками. Зачем нам это важно знать при формировании обратной связи? Сейчас объясню:
                    Внутренний локус контроля больше заставляет людей направлять себя на изменения, такие люди, как правило, сами видят работу, они сами могут решить, что будет в их будущем, сами ищут, что могут сделать и на что повлиять. Внутренний локус контроля - это принятие ответственности на себя, объяснение неудачам своим поведением, своим характером и т.д. Этим кандидатам можно давать обратную связь.
                      А вот с внешним локусом сложнее: думаю, вам понятно, что будут обвинения, ведь им постоянно все должны, они мало что делают сами, но при этом могут требовать от других, могут сидеть в своем «болотце» и жаловаться на других. Если кандидат с внешним локусом контроля - давать обратную связь нужно аккуратней.
                        3
                        3 фактор - какое отношение кандидата к критике?

                        Готов ли кандидат принять вашу обратную связь или не готов. Вообще вы можете выбрать либо локус контроля, либо отношение к критике и на основании этих показателей принять решение - давать обратную связь и кандидат к ней хорошо отнесется или же с этим будут сложности.
                          Понятно, что если следовать всему вышесказанному, только на одну обратную связь придется проводить отдельное тестирование. Но этого и не обязательно, ведь достаточно много информации о кандидате мы можем получить из интервью с ним, когда он приходит на собеседование. Важно при формировании вопросов обозначить для себя критерии - отношение к критике, локус контроля, гибкость в восприятии информации и т.д., и на основании этого уже формировать обратную связь.
                            Самое важное, что нужно понять - кандидат проделывает долгий путь, для того чтобы дойти до собеседования с собственником или топ-менеджером компании, и не получить при этом ничего в ответ - это очень жестоко с вашей стороны, подумайте об этом. Ведь всегда даже в форме общей информации вы можете ответить кандидату, а это - ваш имидж и ваше имя на рынке.
                            Если вам нужен маркетолог/продуктолог?
                            Оставьте заявку на подбор и мы вам перезвоним!
                            другие материалы на эту тему:
                            Хотите получать рассылку от наших авторов?
                            Раз в неделю, мы будем высылать вам нашу подборку.
                            Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности