со-основатель JOB FOR MARKETING
маркетолог-психолог

Эмоциональная устойчивость или неустойчивость сотрудника. Критиковать или не критиковать сотрудника?

как критиковать сотрудника? Job For Marketing
В последнее время достаточно часто на интервью приходят маркетологи, которые, попав под сильное давление и агрессию коллег, команды или собственников, получили «профессиональные травмы» или, можно сказать, «психологически» пострадали на работе.
Психологическое здоровье - достаточно важный показатель для эффективности сотрудника, поэтому расскажем, как определять людей, кому точно критика противопоказана и даже сильно вредит работе.
Есть тесты, которые делят людей на два типа по отношению к критике: одни хорошо выдерживают ее, а другие нет.
Наши наблюдения показывают, что такое жёсткое деление на типы не работает, оно больше видно в определенных ситуациях: в одних человек невосприимчив к критике, а в других становится эмоционально устойчивым, спокойным и легче воспринимает критику.

Итак, сотрудники, которые «тяжело воспринимают критику», то есть обладают эмоциональной неустойчивостью. Опишем их реакции и поведение:
Интересно то, что какого-то одного конкретного описания нет. Такие сотрудники могут быть как очень спокойными, так и энергичными, активными и при первом знакомстве вообще не производящим впечатлении, что они тяжело воспринимают критику. Но всё-таки при длительном общении вы сможете заметить:
    • Иногда уходят в задумчивость, отстраненность в разговоре, напряженность, как бы анализируют, нет ли опасности здесь, откидываются назад на стуле.
    • При воспоминаниях о ситуациях стресса или во время стресса меняется взгляд, они словно уходят в себя, и все, что вы говорите, человек уже не слышит, а внутренне сосредотачивается на своих мыслях.
      Отдельно выделим вот такую реакцию у части людей:
      • Встают во внутреннюю защитную позу, начинают спорить, говорят много и даже то, что может иметь отношения к делу. Покрываются пятнами, начинают проявлять нестабильность в своем психологическом поведении. Они тоже в такие моменты имеют заниженную самооценку, поэтому активно начинают защищать себя в своих реакциях.
      Как вам быть с такими сотрудниками? Как взаимодействовать? Как давать обратную связь?
      эмоциональная неустойчивость
      Вы должны понимать, что такие люди хуже работают в стрессовых ситуациях, они испытывают психологическое напряжение, я бы даже сказала, что стресс им противопоказан. Пока они не выйдут из него, они будут неэффективны в работе, потому что в такие моменты чувствуют себя беспомощными, неспособными справиться с жизненными трудностями. У них, как правило, в какие-то моменты занижена самооценка, они обидчивы.
        1
        Ваша задача, как руководителя, увидеть и определить черту личности сотрудника, а также изучить, в каких вопросах критика воспринимается тяжело и изменить тактику во взаимодействии. К сожалению, очень часто при проведении экспресс-диагностики мы видим, что бизнес руководители, наоборот, часто доминируют над такими людьми.
          2
          Критику таких сотрудников необходимо заменить на рефлексивную обратную связь, она реально работает! Поясню: без обратной связи в любой работе никак. Это залог роста и развития личности, но ее нужно давать с учетом этой характеристики человека очень аккуратно:
            • хвалите, когда можно похвалить - это первое, что нужно сделать;
            • затем вы совместно с сотрудником разбираете ситуации, в которых он, по вашему мнению, допустил ошибки, и обсуждаете, как нужно сделать в следующий раз;
            • вы это фиксируете как follow up;
            • таким образом, вы убираете с сотрудником «одинокую» рефлексию и направляете её в нужное командное русло;
            • старайтесь отслеживать реакции своих сотрудников, по ним всегда можно понять, как повлияли ваши слова на дальнейшую работу.

              Второй тип – сотрудники, которые спокойно воспринимают разумную критику, то есть обладают чертой личности эмоциональная устойчивость. Опишем их реакции и поведение:
              • При общении с такими людьми ты чувствуешь, что мнение или высказывание не влияет на его представление о себе, то есть он готов к нему прислушаться, готов обсуждать, и оно его не обижает.
              • Спокоен, задаёт вопросы, его выражение лица не меняется, он может переспрашивать, что это значит, и спокойно аргументированно отвечать. Не реагирует и считает (это считывается), что это провокации.
                Как взаимодействовать с людьми, спокойно воспринимающими критику.
                эмоциональная устойчивость
                Здесь вы четко понимаете, что имеет дело с людьми, сохраняющими хладнокровие и спокойствие даже в самых неблагоприятных ситуациях, самодостаточным, эмоционально зрелыми, спокойными, не поддающимся случайным перепадам настроения коллег или собственника.
                  Люди, постоянные в своих планах и привязанностях, не поддающиеся случайным колебаниям настроения, хорошо осознающие требования действительности, не скрывающие от себя собственных недостатков, не расстраиваются из-за пустяков, чувствуют себя хорошо приспособленными к жизни.
                    Как общаться:
                    Можно спокойно давать критику, попросить принести сделанные проекты и дать обратную связь по ним. Понятно, что рефлексию у этого человека тяжело вызвать, так как он очень уверен в своих решениях, поэтому важно задать вопросы и, попадая в зону некомпетентности, подводить к осознанности в необходимых задачах и проектах.
                      Что это знание вам даст?
                      При мэтчинге персонала или формировании команды очень важно понимать, какой стиль управления у собственника и насколько ему подходит сотрудник, тяжело переносящей критику.
                      Если хотите узнать насколько вы психологически совместимы с кандидатом, то изучите подробнее услугу Мэтчинг.
                      другие материалы на эту тему:
                      Хотите получать рассылку от наших авторов?
                      Раз в неделю, мы будем высылать вам нашу подборку.
                      Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности