КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ ОБУЧЕНИЕ
ВЗРОСЛЫХ МАРКЕТОЛОГОВ?

«Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само собой»
Сюнь-цзы, китайский стратег и мыслитель
Каким должно бы обучение взрослых?

Постоянно меняющаяся внешняя среда, активное развитие новых технологий, быстрая смена маркетинговых методов формируют на рынке высокие требования к ключевой профессиональной компетенции маркетологов.

Важной задачей для компаний, которые занимаются обучением маркетологов, является задача сделать данное обучение практичным и отвечающим требованиям инновативности, для того чтобы маркетологи могли сразу применять полученные знания в компании.

Но какое образование должно считаться эффективным? Ведь очень часто мы посещаем семинары, получаем второе высшее образование, платим большие деньги, но в итоге знаний и тем более умений не прибывает.

Отчасти это связано с тем, что технологии, методы и содержание обучения маркетологов очень сильно отстают от быстро меняющегося мира, хотя потребность в стратегическом маркетинге растет с каждым днем. Кроме того, сложности во многом обусловлены спецификой самой профессии, которая накладывает отпечаток и на методы обучения.

Маркетолог — это такая профессия, которой сложно научить, потому что все работающие методы и знания приходят из практики, укрепляя теорию. При этом обучение профессиональных маркетологов сопровождается рядом проблем. Например, многие слушатели в силу особенностей своей профессии стараются доминировать в учебной группе, соперничают друг с другом, не обладают навыками слушания и правильной формулировки вопросов.

Маркетологи заинтересованы больше в конкретном решении практических проблем, нежели в получении общей теоретической информации. С одной стороны, это является преимуществом: наличие определенных привычек, стереотипов из прошлого опыта делает процесс обучения более целенаправленным. Если слушатели понимают, что цели и содержание дисциплины соответствуют их потребностям, то они полностью принимают ответственность за обучение на себя.

Но в то же время эта особенность накладывает определенные обязательства на преподавателя и набор той информации, которую он транслирует на занятиях. Маркетологам недостаточно получать знания; им важно связывать новую информацию с уже имеющимся опытом. Кроме того, для них особенно важна компетентность преподавателя, а также собственная активность во время учебного процесса.

В связи с этим одним из важных условий эффективности обучения становится реализация индивидуального подхода. Этот тезис предполагает анализ и понимание особенностей маркетологов — как поведенческих, так и мыслительных. Индивидуальный подход — это еще и отсутствие авторитаризма, предоставление определенной свободы, благодаря которой остается пространство для творчества и самостоятельных решений.

Важность персонального подхода обусловлена также различиями между людьми и методами, с помощью которых они воспринимают и усваивают информацию. Так, один в процессе учения ориентируется исключительно на факты, а второй руководствуется собственной интуицией. Один лучше воспринимает информацию на слух, а второй запомнит ее, если прочитает. Согласно результатам тестирования, чуть более половины (55%) всех людей — так называемые визуалы. Предпочитают воспринимать информацию на слух (аудиалы) — 35%, а для 10% важны тактильные ощущения (киностетики).

При этом необходимо иметь в виду, что у взрослого человека мыслительные процессы протекают менее продуктивно, чем у ребенка или подростка. В связи с этим особую важность приобретает не только содержание занятий, но и методы, способы обучения.

Речь идет, в первую очередь, о методах активного обучения — это диспуты, кейсы, тренинги, деловые игры. Иными словами, знания обучающиеся приобретают в процессе практической деятельности и одновременно закрепляют их опять же на практике. Это очень важно для усвоения материала. Согласно выводам исследований, во время деловой игры усваивается около 90% получаемой информации, в процессе дискуссии — 75%, а во время лекции только 20%.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация учебного процесса для взрослых маркетологов должна строиться на четырех принципах. Во-первых, это цели, которые каждый слушатель ставит перед обучением. Во-вторых, это компетентность преподавателя в маркетинговом процессе и его современных особенностях. В-третьих — методы, используемые для трансляции и закрепления информации. Наконец, четвертый принцип — для того, чтобы понимать, как спланировать и эффективно реализовать обучение для маркетологов, нужно иметь представление об особенностях обучения взрослых и понимать индивидуальность каждого.

Учитывая психологические особенности взрослых маркетологов, их мотивационную составляющую, методы обучения, мы пришли к следующей модели обучения:

1. Перед началом обучения проводить тестирование маркетологов. Оно позволяет получить данные о том, как человек воспринимает информацию и какие подходы в обучении будут наиболее эффективными.
2. Выявлять мотивацию, то есть основные потребности в обучении, что в свою очередь позволит сформулировать цель и запрос на обучение маркетологов.
3. Подбирать и выбирать наиболее эффективные методы активного обучения, направленные именно на взрослых.

Удачи в обучении!
автор: Людмила Афанасьева
Директор по маркетингу
перейти на портфолио Людмилы
Хотите получать рассылку от наших авторов?
Раз в неделю, мы будем высылать вам нашу подборку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda