со-основатель JOB FOR MARKETING
маркетолог-психолог

Почему еще сложнее найти сотрудников? К каким новым вызовам рынка труда нужно готовиться бизнесу?

Рынок труда постоянно меняется и постоянно формирует новые вызовы для людей, которые находятся в поиске сотрудников. Меня удивило то, как быстро поменялись требования к кандидатам, а точнее к их навыкам и софт скиллам. Раньше было важно, насколько кандидат владеет знаниями, что компания получит с его приходом, какую добавленную стоимость на рынке приобретет. А сейчас все чаще и чаще слышишь от собственника: «мне не хватает харизмы, мне не хватает его вовлеченности…мы и так тут ленивые, а еще такого же возьмем одного…». «где его горящий глаз…».
Почему сложно найти сотрудников?
По опыту могу сказать, то это не лень, а усталость, отгороженность от работы. Основная часть кандидатов, имея необходимый опыт, уже просто не готовы идти и продолжать работать на тех же позициях и в те же сферы бизнеса. Усталость от работы чувствуется во всем - в подготовке кейсов, в участии в собеседовании, в отсутствующих глазах. А откуда усталость, почему многие не хотят выполнять задачи, которые до этого делали? Почему не готовы так же драйвово работать?

Излюбленное слово кандидатов – да я тут «подвыгорел» немножко… Хочется спросить, ну что все сразу выгорели - и молодые, которые проработали лет 5, и более опытные, проработавшие 10-12 лет…
Тревожность, усталость, экзистенциальный кризис, депрессии и панические атаки –постоянные спутники кандидатов на современном рынке труда
Мир поменялся, и каждый человек, независимо от того, ищет он работу или нет, находится в постоянном нервном напряжении, а как он с этим нервным напряжением справляется - это другой вопрос. Но давайте разберем основные моменты, которые влияют на среднестатистического сотрудника.
1
Наш образ жизни поменялся в сторону нарциссического. Нас беспокоит внешний вид, соответствие ЗОЖ, красота и стройность, со всех сторон диктуется, каким важно быть и чему нужно соответствовать. Социум постоянно сверяет часы с тем, насколько идеально он выглядит, и кандидат не исключение. Вспомните себя, когда вы проводите собеседование: вам важно, как выглядит кандидат, сотрудник? Уверена, что ответ положительный.
2
Наши ценности сдвинулись в материальные, мы хотим жить роскошно, можно и в кредит… Нам это тоже диктуется и навязывается. По статистике, человек, переходя с одной работы на другую, просит зарплату примерно на 10-15% больше.
3
Мы стали больше думать о том, почему блогеры получают больше, чем те, кто долго и хорошо учился в школе и в университетах, вкладывал в свое образование. Социальные сети показывают, что не нужно много учиться, а можно просто вести блоги, и тогда в какой-то момент кажется, что жизнь проходит, а ты ее просиживаешь в офисе, не реализуя себя. Отсюда желание работать удаленно, еще лучше – откуда-нибудь с Бали, вести блоги и просто получить деньги. Отсюда же и экзистенциальные кризисы у сотрудников, этот долгий поиск себя, хотя мало кто знает, каким будет итог этого поиска.
4
Приходится постоянно думать о своем будущем, человек постоянно тревожится, потому что он не может быть до конца уверен в том, что он проработает на этой работе и сможет получать пенсию, будет ли здоров и нужен ли он будет кому-то в таком состоянии. Если у человека изначально психотип личности ближе к астеническому, то есть он больше тревожится, беспокоится, больше проявляет ответственности, в работе проявляет перфекционизм (а по статистике таких больше предпочитают работодатели), то он уже через 10 лет работы будет иметь в чертах личности тревожность выше нормы и хуже, чем другие, будет справляться с нервным напряжением. И это тоже можно увидеть на лицах кандидатов.
5
Забота и беспокойство о детях и пожилых родителях. На лицах людей старше 35 лет это точно отражается. По статистике, у женщин больше нервных расстройств, потому что они находятся в когнитивном дисбалансе установок. С одной стороны, она сотрудник и хочет самореализации, с другой стороны - мама и супруга. Как совместить эти две роли в один оклад? Только ценой собственной нервной системы. Наши дети стали взрослеть медленней, поэтому и мы находимся в нервном напряжении из-за их несамостоятельности, беря решение их проблем на себя.
Если хотите узнать подходит ли вам профиль вашей должности, то пройдите онлайн тест.

И всё это – не учитывая постоянный стресс на работе.

Когда общаешься с кандидатами с опытом, они практически все говорят о том, что они устали от работы. А что же делать бизнесу? Где взять людей? Где найти кандидата с другими глазами и не потухшим лицом??
Однажды клиент сказал: «это слишком долгий и дорогой эксперимент - взять этого зеленого кандидата…». Но на самом деле, еще буквально 1-1,5 года, и бизнес будет готов и на эти эксперименты, потому что:
#
Сокращается количество работоспособного населения в стране. В 90-е годы мы не рожали, а зарабатывали деньги, и поэтому кандидатов банально не будет хватать.
#
Они будут быстро «перегорать» и убегать из той области и сферы, которой они получили свой опыт и прекрасный результат. И как бы вы их ни уговаривали, они там не останутся. Они рождены в другой стране, и ими движет желание радости и комфорта.
#
Растет количество дизадаптивных людей, которые не умеют работать в командах, не умеют справляться со стрессом. Уход в социальные сети, интернет сыграли свое дело, поэтому они будут стремится работать удаленно и без команды. По этой же причине растет количество расстройств личности у кандидатов, потому что они не прошли эту адаптивность в саду, в школе, университете и достаточно долго находились в другой интернет-реальности.

Что делать бизнесу?

!
Задумываться о профессиональном здоровье сотрудника. Пока он еще сотрудник, его психическое состояние - залог вашей успешности. Это означает, что нужно не только ввести такую должность в компанию, как бизнес- психолог, но и внедрить стресс-менеджмент, который предполагает проведение глубокой оценки стресс-факторов и воздействия психо-травм сотрудника с привязкой к его психотипу, а также его копинг-стратегий в кризисных ситуациях.
!
Проводить регулярную психо- и патодиагностику, обозначить критерии профессионального нездоровья сотрудника. Не отмахиваться от сотрудников с эмоциональный выгоранием, делать постоянный мониторинг профессионального здоровья. заниматься их восстановлением и при необходимости лечением.
!
Разрешать переходить из одной сферу в другую. Не важно, что у него нет опыта, главное - что у него есть желание и вовлеченность, харизма и драйв.
!
Обучать сотрудников, способствовать их развитию.
Чем быстрее вы начнете думать об изменениях по отношению к сотрудникам и кандидатам, тем больше вероятность иметь здоровый коллектив и высокую результативность.
Если хотите узнать подробнее об услуге оценка soft и hard skills, перейдите на страницу с услугами и изучите подробнее в разделе стоимость услуг, что в нее входит!
другие материалы на эту тему:
Настолько ли серьезно для сотрудника иметь эмоциональное выгорание?
Изучите фазу и симптомы выгорания, а также получите рекомендации, как справляться!
Есть ли возможность избежать профессионального выгорания?
Хотите получать рассылку от наших авторов?
Раз в неделю, мы будем высылать вам нашу подборку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.