со-основатель JOB FOR MARKETING
маркетолог-психолог

Как кандидаты принимают решение.

Рационален или эмоционален кандидат при принятии решений о работе в компании?

как кандидаты принимают решение о работе. Job For Marketing
Часто бывает так, что кандидат, пройдя все этапы собеседования для приема на должность, получает от компании job offer и неожиданно отвечает отказом работодателю. В чем причина? В первую очередь, в том, что в конкурентном мире он ориентируется не только на предлагаемые ему условия, но и на собственные цели и ценности. Опираясь на свой опыт, мы сформулировали критерии, которые важны для кандидата при выборе будущего места работы.

Как кандидат выбирает компании, где работать?

1
Очень важно помнить: «Вы выбираете — вас выбирают…» Вам кажется, что только вы оцениваете кандидата, задавая вопросы и предлагая тесты. Но он, в свою очередь, делает то же самое — оценивает характер и формулировки ваших вопросов, количество присутствующих на интервью человек, уровень агрессии и прочие факторы. Например, если большая часть вопросов посвящена продажам, кандидат может задуматься, почему этим занимается отдел маркетинга?
2
Насколько компания современна и идет в ногу со временем. В психологии есть понятие «эффект скорости». Представьте, что вы преодолели путь около 200 км на автомобиле на большой скорости и въезжаете в городок, где скорость по правилам должна быть гораздо меньше. Вы давите на тормоз, но мозг не может так быстро перестроиться, и когда вы резко сбавляете скорость, мозг воспринимает это негативно. Этот же эффект мы можем наблюдать в компаниях, которые развивались долгие годы, росли за счет активного роста рынка и потребительского спроса. Но сейчас мир поменялся, и приходится идти за потребителем, больше изучать его потребности, быстро менять стратегии, технологии. Сознание таких компаний пока ещё находится в состоянии «переключения скоростей» и принятия решения.
3
Известность компании, ее бренд. Во всех маркетинговых исследованиях пишут о том, что в кризис доля потребителей среднего класса резко снизилась. Сегодняшний потребитель стал либо больше принадлежать к брендам, т. е. готов переплачивать за бренд, его ценности и качество, либо реагировать на скидки, переключаться между ритейлерами без особой лояльности. Доля потребителей низкоценового сегмента в кризис увеличилась из-за желания экономить. Кандидат — это тот же самый потребитель. Он может реагировать на бренд компании и даже готов согласиться на меньшую заработную плату, чем попросил бы обычно, лишь бы принадлежать к этому бренду. Либо он выберет компанию, где нет имени, бренда, но есть прямая выгода — большая зарплата, близость к дому, возможность ненормированного рабочего времени, дружный коллектив и т. д.
4
Возможность достичь результата, широта полномочий и скорость принятия решений. Каждый адекватный маркетолог четко понимает, что его продают результаты. Поэтому, если при собеседовании он видит, что согласия среди собеседующих его собственников нет, если их трое, и не понятно, как распределяется ответственность между ними, то его желание работать в этой компании будет стремиться к нулю.
5
Отношение к работе поменялось. Все больше и больше маркетологов стремятся работать в режиме work-life-balance. Почему? Во-первых, маркетолог — одна из стрессовых профессий, особенно если это топовая позиция в компании, и мозг, находящийся длительное время в состоянии стресса, рано или поздно отвечает обратной реакцией. Во-вторых, стремление к балансу — это обычное, нормальное явление. Если в 1990—2000-е годы люди активно работали, стремясь улучшить материальное положение, то сегодня ценности поменялись, и люди перешли в режим рационального поведения. Потребитель стал рациональным, и сейчас уже не нужно копить на автомобиль или на квартиру, ведь то и другое можно арендовать и работать удаленно.
6
Отзывы о компании — один из самых важных факторов. С развитием интернета люди все больше стремятся получать советы перед принятием решения, поэтому рейтинги сайтов с отзывами бывших сотрудников растут. Если раньше маркетологи, встретившись с харизматичным собственником, вынуждены были терпеть, то сейчас в интернете можно найти не только отзывы о поведении конкретных руководителей, но и черные списки компаний.
Всегда при подборе сотрудника думайте о том, какое впечатление ваша компания произведет на него во время собеседования. Все кандидаты разные, но они также являются потенциальными потребителями ваших услуг и продуктов, поэтому правильно проведенное интервью, грамотная обратная связь, постановка целей, сопровождение кандидатов — все это имеет значение для них при принятии решений.
Если хотите узнать насколько вы и кандидат психологически совместимы, изучите подробнее услугу Мэтчинг.
другие материалы на эту тему:
Хотите получать рассылку от наших авторов?
Раз в неделю, мы будем высылать вам нашу подборку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.