КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ДИРЕКТОР
ПО МАРКЕТИНГУ НА FMCG РЫНКЕ?

директор по маркетингу на FMCG
«Я должен сказать спасибо всем моим товарищам по клубу. Потому что без единой команды никакие индивидуальные награды невозможны»
Криштиану Роналду
Каким должен быть директор по маркетингу на FMCG-рынке?

Ежемесячно на российских поисковых ресурсах 380 компаний ищут директоров по маркетингу, трети из них требуется директор с опытом работы на FMCG-рынке. Но именно в этой области директора часто не задерживаются на своих должностях, и через несколько месяцев объявление об открытой вакансии появляется вновь. Это происходит по разным причинам, но, на наш взгляд, особенно часто разочарование работодателя в новом сотруднике возникает потому, что компании в погоне за опытом кандидата на этом рынке забывают о менеджерских навыках, которыми должен владеть директор по маркетингу.

Одна из особенностей компаний, работающих на рынке FMCG, заключается в том, что они имеют не только торговый, но и производственный (промышленный) маркетинг. В связи с этим в компетенцию директора по маркетингу входит не только продвижение ассортимента компании, но и исследование потребностей потребителей, разработка и вывод продуктов, соответствующих их требованиям, – то есть тесное сотрудничество с производством и с отделом продаж.

Как вы думаете, в чем может заключаться основная проблема при взаимодействии отдела маркетинга на рынке FMCG и производством? На первый взгляд, при правильной организации работы никаких сложностей возникнуть не должно, однако на практике все не так гладко. Любое производство подразумевает более долгий цикл разработки и выпуска продуктов на рынок, что влечет за собой определенную инертность технологического отдела, его отстранённость от общих задач маркетинга.

Именно эта инертность часто становится «камнем преткновения» во взаимодействии между двумя отделами и затрудняет процесс эффективной работы маркетинга, снижает показатели работы. Очень важно, чтобы директор отдела маркетинга осознавал наличие «конфликта» между отделами и концентрировался на его разрешении.

В тех компаниях, где эта задача решена, часто используется проектный подход для работы по созданию новых продуктов и изменению старых. Важно понимать, что работающие на производстве люди могут быть увлечены процессом и готовы предлагать интересные идеи для развития бизнеса. И компетентность директора по маркетингу должна заключаться в том, чтобы, владея технологиям (Project, Agile и т.д.), уметь получать эти идеи от производства, организовывать и вовлекать всю команду проекта в процесс, контролировать его и успевать вовремя выходить на рынок с необходимыми потребителям продуктами.

Другой сложностью работы маркетолога на рынке FMCG является плохая коммуникация между маркетингом и продажами, а чаще всего – ее полное отсутствие. Традиционно сложилась культура, в которой продажи и маркетинг выступают скорее противниками, нежели партнерами. Все это затрудняет процесс эффективной работы маркетинга, запуска и продвижения продуктов, снижает показатели работы.

Для директора отдела маркетинга очень важно наличие коммуникативных, менеджерских навыков, которые позволят перевести диалог из неконструктивного в позитивный. Идеальная ситуация – наличие у руководителя маркетинга опыта продаж или же, как минимум, понимание проблем этого направления и сложностей, возникающих во взаимоотношениях продаж и маркетинга. Выяснить их можно с помощью анкетирования или открытого разговора с представителями отдела продаж о недостатках трейд-маркетингового отдела и способах их устранения.

Важно, чтобы встречи с отделом продаж, инициированные руководителем отдела маркетинга, были регулярными и имели позитивный характер. Их цель – вовлечь отдел в свои проекты, совместно работать над новыми продуктами, запускать новое продвижение. Иными словами, необходимо совместно строить эффективную систему трейд-маркетинга, с точки зрения разработки акций, планирования, контроля, проведения и учета их доходности.

Другие важные навыки директора по маркетингу, помимо собственно профессиональных, - это стратегический взгляд, аналитический склад ума, умение анализировать массивы информации, гибкость в принятии решений, умение управлять коллективом, развивать маркетологов и передавать им свой опыт. А самое важное умение - способность вовлекать в свою работу генерального директора или собственника компании. Подбирайте людей, исходя не только из профессиональных навыков, но и учитывая основные сложности компании и наличие потребности в людях, которые могут помочь в их решении.

Хороших вам маркетологов!

автор: Людмила Афанасьева
Директор по маркетингу
перейти на портфолио Людмилы
Хотите получать рассылку от наших авторов?
Раз в неделю, мы будем высылать вам нашу подборку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda