со-основатель JOB FOR MARKETING
маркетолог-психолог

Каким должно быть обучение взрослых маркетологов?

«Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само собой»
Сюнь-цзы, китайский стратег и мыслитель
обучение взрослых маркетологов.
Постоянно меняющаяся внешняя среда, активное развитие новых технологий, быстрая смена маркетинговых методов формируют на рынке высокие требования к ключевой профессиональной компетенции маркетологов.

Важной задачей для компаний, которые занимаются обучением маркетологов, является задача сделать данное обучение практичным и отвечающим требованиям инновативности, для того чтобы маркетологи могли сразу применять полученные знания в компании.
Но какое образование должно считаться эффективным? Ведь очень часто мы посещаем семинары, получаем второе высшее образование, платим большие деньги, но в итоге знаний и тем более умений не прибывает.

Отчасти это связано с тем, что технологии, методы и содержание обучения маркетологов очень сильно отстают от быстро меняющегося мира, хотя потребность в стратегическом маркетинге растет с каждым днем. Кроме того, сложности во многом обусловлены спецификой самой профессии, которая накладывает отпечаток и на методы обучения.
профессия маркетолог
Маркетолог — это такая профессия, которой сложно научить, потому что все работающие методы и знания приходят из практики, укрепляя теорию. При этом обучение профессиональных маркетологов сопровождается рядом проблем. Например, многие слушатели в силу особенностей своей профессии стараются доминировать в учебной группе, соперничают друг с другом, не обладают навыками слушания и правильной формулировки вопросов.

Маркетологи заинтересованы больше в конкретном решении практических проблем, нежели в получении общей теоретической информации. С одной стороны, это является преимуществом: наличие определенных привычек, стереотипов из прошлого опыта делает процесс обучения более целенаправленным. Если слушатели понимают, что цели и содержание дисциплины соответствуют их потребностям, то они полностью принимают ответственность за обучение на себя.

Как обучать маркетологов. Обучение маркетологов.

Но в то же время эта особенность накладывает определенные обязательства на преподавателя и набор той информации, которую он транслирует на занятиях. Маркетологам недостаточно получать знания; им важно связывать новую информацию с уже имеющимся опытом. Кроме того, для них особенно важна компетентность преподавателя, а также собственная активность во время учебного процесса.
индивидуальный подход
В связи с этим одним из важных условий эффективности обучения становится реализация индивидуального подхода. Этот тезис предполагает анализ и понимание особенностей маркетологов — как поведенческих, так и мыслительных. Индивидуальный подход — это еще и отсутствие авторитаризма, предоставление определенной свободы, благодаря которой остается пространство для творчества и самостоятельных решений.
Важность персонального подхода обусловлена также различиями между людьми и методами, с помощью которых они воспринимают и усваивают информацию. Так, один в процессе учения ориентируется исключительно на факты, а второй руководствуется собственной интуицией. Один лучше воспринимает информацию на слух, а второй запомнит ее, если прочитает. Согласно результатам тестирования, чуть более половины (55%) всех людей — так называемые визуалы. Предпочитают воспринимать информацию на слух (аудиалы) — 35%, а для 10% важны тактильные ощущения (киностетики).
При этом необходимо иметь в виду, что у взрослого человека мыслительные процессы протекают менее продуктивно, чем у ребенка или подростка. В связи с этим особую важность приобретает не только содержание занятий, но и методы, способы обучения.
методы активного обучения
Речь идет, в первую очередь, о методах активного обучения — это диспуты, кейсы, тренинги, деловые игры. Иными словами, знания обучающиеся приобретают в процессе практической деятельности и одновременно закрепляют их опять же на практике. Это очень важно для усвоения материала. Согласно выводам исследований, во время деловой игры усваивается около 90% получаемой информации, в процессе дискуссии — 75%, а во время лекции только 20%.
Четыре принципа организации учебного процесса для взрослых:
Таким образом, можно сделать вывод, что организация учебного процесса для взрослых маркетологов должна строиться на четырех принципах. Во-первых, это цели, которые каждый слушатель ставит перед обучением. Во-вторых, это компетентность преподавателя в маркетинговом процессе и его современных особенностях. В-третьих — методы, используемые для трансляции и закрепления информации. Наконец, четвертый принцип — для того, чтобы понимать, как спланировать и эффективно реализовать обучение для маркетологов, нужно иметь представление об особенностях обучения взрослых и понимать индивидуальность каждого.
1
Перед началом обучения проводить тестирование маркетологов. Оно позволяет получить данные о том, как человек воспринимает информацию и какие подходы в обучении будут наиболее эффективными.
2
Выявлять мотивацию, то есть основные потребности в обучении, что в свою очередь позволит сформулировать цель и запрос на обучение маркетологов.
3
Подбирать и выбирать наиболее эффективные методы активного обучения, направленные именно на взрослых.

Какими методами обучать маркетологов эффективней?

методы обучения маркетологов.
Маркетинг — это сфера, с постоянно меняющимися условиями, в рамках которых создаются и реализуются маркетинговые проекты. Внедряются новые производственные и информационные технологии, происходит глобализация рынка. В связи с чем, базовых профессиональных знаний становится недостаточно и необходимостью для маркетологов становится непрерывное обучение в области маркетинга.
Спикер или бизнес-тренер должен понимать, что учебный продукт в области маркетинга не может быть готовым и завершенным, ведь он меняется вместе с рынком, поэтому компетентность спикера должна складываться из трех составляющих. Во-первых, это знание методик, технологий, инструментов преподавания, воздействия на группу и каждого ее члена. Во-вторых, это профессиональная компетентность, то есть абсолютное владение знаниями в конкретной профессиональной области. В-третьих, личностная зрелость спикера, наличие практического опыта в маркетинге, умений эффективно взаимодействовать с людьми, удерживать аудиторию по вопросам маркетинга.
В практике для обучения маркетологов должны применяться методы активного обучения, рассчитанные на «добывание» знаний, при этом учебный процесс становится активным благодаря нескольким принципам:

1
Проблемность, благодаря которой маркетологи в ходе решения задачи обнаруживают пробелы в знаниях и самостоятельно их восполняют.
2
Адекватность содержания учебной деятельности характеру практических задач в маркетинге
3
Взаимообучение в ходе совместного решения проблемы.
4
Понимание проблемы и взаимосвязей между фактами приоритетнее, чем знание этих фактов.
На основе этих принципов выбираются методы обучения маркетологов. В качестве примера можно привести лекцию. Традиционно она представляет собой процесс передачи информации от преподавателя к слушателю, но благодаря активизации учебно-познавательной деятельности превращается в интерактивный процесс. Перечислим некоторые новые формы лекционных занятий:
#
Проблемная лекция, в ходе которой преподаватель моделирует проблемные ситуации, а слушатели решают их.
#
Провокационная лекция, которая предполагает наличие ошибок, обнаружить которые должны слушатели.
#
Парная лекция, в которой принимают участие два преподавателя, а занятие представляет собой диалог, как между ними, так и с вовлечением слушателей.
#
Лекция-визуализация, главная цель которой — активизация мыслительной деятельности путем создания образов с помощью диаграмм, слайдов и прочих средств.
#
Пресс-конференция, построенная на вопросах слушателей по теме занятий и ответах преподавателя на них, с помощью которых он транслирует информацию.
#
Консультация с привлечением специалиста в той области знаний, которой посвящено занятие.
#
Диалог, предполагающий, как вопросы от слушателей к преподавателю, так и наоборот.
Также очень важно понимать какие методы обучения сегодня существуют. Первый тип «сохраняющий» предполагает передачу знаний, а второй тип «инновационный» — формирование умений. Сохраняющие программы эффективны, если главная задача маркетолога — усвоить алгоритмы работы в повторяющихся ситуациях. Инновационные программы ориентируются на перспективу и на развитие умений принимать решение в ситуациях, не имеющих аналогов.
Выбор метода обучения в конечном итоге определяется запросами слушателей, особенностями как конкретного материала, так и аудитории. Главное, чтобы спикер или бизнес-тренер на своих занятиях реализовывал индивидуальный подход и постоянно усовершенствовал программу, ориентируясь на изменения в маркетинговой среде.
другие материалы на эту тему:
Хотите получать рассылку от наших авторов?
Раз в неделю, мы будем высылать вам нашу подборку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.