БРАТЬ ЛИ МАРКЕТОЛОГА НА РАБОТУ,
ЕСЛИ У НЕГО СИНДРОМ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ?

найти интернет-маркетолога
«А каким же местом я устал?» — задал

я себе вопрос. «Душой, ваше благородие!

Душой» — послышалось в ответ"


Евгений Гришковец


Симптомы профессионального выгорания


Исследовательская компания Gallup посчитала убытки от содержания в штате людей, которые не любят свою работу и не удовлетворены ею — это 350 млрд. долларов во всем мире. Люди, которые недовольны своей работой, циничны и деморализованы, они выполняют свои обязанности без энтузиазма, для них характерна низкая самооценка. Если это состояние будет длиться долго, то недовольство перейдет в состояние профессионального выгорания. Официально этот термин применим к работникам, которые в силу специфики своей деятельности вынуждены постоянно общаться с людьми — учителя, психологи, врачи и т. д. Но сейчас этот психологический термин все чаще и чаще применяет и к офисным сотрудникам, в том числе и к маркетологам.

Первые симптомы профессионального выгорания — чувство постоянной усталости и переутомления, на смену которым постепенно приходят головные боли, мигрень, сопровождающиеся большим нежеланием идти на работу. Американский психиатр Герберт Фреденберг выделил три стадии болезни:

1. Сбои в выполнении простых функций — забывание слов и терминов, ошибки при наборе текста на клавиатуре.
2. Появление психофизиологических симптомов — апатия, отсутствие интереса к работе, головные боли.
3. Личное выгорание — полное отсутствие интереса к жизни, чувство эмоционального опустошения, психосоматические расстройства.

Примечательно, что внешне проявления не всегда заметны, и человек может выглядеть вполне респектабельным, но со временем становится ясно, что интерес к окружающей действительности у него полностью отсутствует. Герберт Фреденберг называет это стадией «использованных спичек», когда полностью утрачиваются внутренние ориентиры и ценности, возникает глобальная неуверенность в себе и в своей компетенции, появляется тяга к курению и алкоголю.

Сила проявлений напрямую зависит от индивидуальных особенностей: безусловно, интроверты, которые блокируют в себе негативные переживания, склонные к повышенной тревожности и депрессивности, будут больше подвержены эмоциональному выгоранию. Проявления напрямую связаны и с организационными условиями компании: они усиливаются, если маркетолог постоянно работает в состоянии «цейтнот», в условиях многозадачности, в тесном взаимодействии с людьми, склонными к агрессии, сталкивается с конфликтами, работает в ситуации подавления инициативы и т. д.

Среди психотипов, наиболее подверженных профессиональному выгоранию, — эмоциональные люди, вовлеченные в дело и переживающие за его успех, маркетологи-фанаты, которые без перерыва работают над реализацией своих идей и проектов. Они настолько увлечены работой, что не следят за своим здоровьем, забывают о личной жизни, работая на пределе сил, в высоком темпе. Психологи отмечают, что в результате профессионального выгорания ухудшается не только здоровье, но и эффективность маркетолога: происходит остановка его профессионального развития, что, несомненно, негативно сказывается на результатах.

Есть ли возможность избежать профессионального выгорания? Есть, и не одна:

  • Заниматься спортом. Физические упражнения (без фанатизма и стремления к олимпийским результатам) помогают выплеснуть негативные эмоции, усиливают кровообращение, способствуют выработке эндорфина и серотонина, придают уверенность в себе и заряжают оптимизмом, дарят радость и ощущение легкости.
  • Наличие хобби позволяет переключиться с одной деятельности на другую и забыть о полученных на работе стрессах.
  • Обучение или чтение дополнительной литературы дает возможность взглянуть на ситуацию с иной точки зрения и по-новому оценить ее.
  • Справиться с цейтнотом помогает тайм-менеджмент: распределяйте задачи на срочные и не срочные, ставьте долгосрочные и краткосрочные цели.
  • Строго очертите зону своей ответственности и не соглашайтесь брать на себя дополнительные задачи.
  • Обязательно делайте перерывы на обед и уходите в положенный вам отпуск, отдыхайте от работы. Используйте брейки для обеспечения психологического восстановления во время проведения переговоров или стратегических встреч.

Казалось бы, зачем работодателю во время собеседования узнавать информацию об образе жизни и хобби потенциального сотрудника? Именно для того, чтобы определить вероятность его профессионального выгорания. При отсутствии отдыха, спорта, хобби, в условиях постоянного стресса, люди при переходе из одной компании в другую не успевают восстанавливаться, а наоборот — накапливают хроническую усталость, постепенно переходящую в болезнь.

Профессиональное выгорание — не пожизненный приговор; это временная трудность, механизм психологической защиты от психотравмирующих факторов. На начальной стадии справиться с ним можно самостоятельно, если же процесс зашел далеко — поможет работа с психотерапевтом и, возможно, последующая смена профессиональной деятельности. Но оптимальное решение — не допускать профессионального выгорания сотрудников, и это задача, в первую очередь, руководителя, стремящегося к их комфорту и, как следствие, высокой эффективности работы. Благоприятный психологический климат в коллективе, создание условий для полноценного отдыха сотрудников (как в выходные дни, так и во время отпусков), стимулирование активного образа жизни, поддержка профессионального развития — меры, которые позволят создать здоровую рабочую обстановку и станут дополнительным аргументом в пользу компании для кандидатов, выбирающих место работы.

Удачи в вашем деле!
автор: Людмила Афанасьева
Директор по маркетингу
перейти на портфолио Людмилы
Хотите получать рассылку от наших авторов?
Раз в неделю, мы будем высылать вам нашу подборку.
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь c политикой конфиденциальности.
Made on
Tilda